Один из титулов Милана — столица индустриального дизайна. Звучит громко, но речь главным образом идет просто о мебели. Правда, о лучшей в мире. Падкие на эффектные даты миланцы подметили: их город стал мировым центром моды и индустриального дизайна с интервалом ровно в десять лет. Американские закупщики итальянскую коллекцию впервые увидели в 1951 году. Исторический показ моделей состоялся в Белом зале миланского палаццо Питти. С этого мгновения жизнь модников на планете изменилась: итальянцы одели их в красивую и стильную одежду.
За пять дней работы обойти все невозможно, как ни старайся. Павильоны размером со стадионы, но, в отличие от стадионов, многоэтажные. Повсюду сотни людей пьют кофе, едят бутерброды и отдыхают, сидя на уникальных предметах обстановки. Чтобы не утонуть в этом мебельном море, лучше заранее побродить по сайту www.cosmit.it и решить, что вам нужно как воздух, а что можно спокойно отложить до следующего года. И заодно зарегистрироваться для посещения в «профессиональные» дни. Даже если вы имеете только самое косвенное отношение к мебельной индустрии. Начинающие дизайнеры еще очень наивные — они доверчиво «едят из рук» тех, кто обещает запустить их шедевры в серию и прославить на весь мир.
Павильоны Salone del Mobile закрываются в семь. Кстати, жить в эти дни лучше всего где-то поблизости или, наоборот, за пределами Милана, у озера Комо. Электричка добирается оттуда прямо до ворот салона за полчаса. Но если вам не повезло с жильем, можно полежать часок прямо на лавочке — расслабиться после пройденных километров. Отдохнув, бодро отправляйтесь на обход вечерних событий. Ведь самое интересное происходит вне стен салона — в рассеянных по всему Милану шоу-румах. Сначала из-за жадности (не хотелось платить деньги за выставочные площади), потом из-за снобизма миланские магазины мебели стали приглашать всех желающих на осмотр новой коллекции плюс коктейль. Позже дизайнеры мебели, скооперировавшись с Домами одежды, начали устраивать настоящие арт-события. В итоге однодневные или «одноночные» выставки в Милане можно увидеть где угодно — в палаццо, на улицах, даже под мостами.
Приглашения на вечеринки раздают прямо на стендах салона. Еще чаще — пускают просто так. Знак принадлежности к Salone del Mobile — большой желтый штандарт с надписью INTERNI (название журнала, который издается оргкомитетом выставки). Исконно миланские шоу-румы — это В&В, Cassina, Meritalia. Зайдите, конечно, в Armani Casa, Sawaya&Moroni. И вам никак не миновать, разумеется, Promemoria, Edra, Flou, Minotti и Moroso. Большинство из них расположены на центральных улицах — виа Дури-ни и виа Мандзони. Но в Милане есть целые районы, например, зона Тортона, где шоу-румы занимают целые кварталы. Наконец есть еще и Палаццо Триеннале, где проходят экстравагантные тематические выставки индустриального дизайна. В эти пять апрельских дней миланские таксисты сбиваются с ног, пытаясь развезти всех и сразу. И не справляются, несмотря на свою дороговизну и на то, что «не ловятся» на улице (такси надо вызывать по телефону).
Рестораны и магазины в дни выставки работают допоздна и без выходных. Поэтому случаются чудеса: можно вдруг попасть в модный миланский ресторан, куда обычно столик заказывают за полгода вперед. Но главное запомните: не стоит впадать в отчаяние при мысли о том, что осталось два дня, а вы прошли только пять из двадцати шести павильонов. Махните рукой на эту гонку за интерьерной модой и просто погуляйте по Милану. Он того стоит. В нем есть, что посмотреть кроме мебели.